На главную страницу
Учебный планПреподавателиПрактикаАбитуриенту
АспирантураТруды кафедрыОлимпиадыЖизнь кафедры

Отчет о поездке в Вологде

1. Об участии в VIII межвузовской олимпиаде по программированию в г. Вологда

18-19 февраля 2005 года отделением прикладной математики ВГПУ проводилась VIII межвузовская олимпиада по программированию (в личном зачете), в которой принимали участие 3 студента строительного факультета (3 курс, специальность «прикладная математика»): Мошков Иван, Ферин Илья, Стафеева Наталья.

Основные цели, которые ставятся организаторами областной студенческой олимпиады по программированию: стимулирование интереса студентов к занятиям программированием и математикой, выявление и поддержка наиболее способных студентов.

8-9 февраля среди студентов специальности «прикладная математика» силами преподавателей кафедры прикладной математики была проведена олимпиада по программированию (отборочный тур для поездки в Вологду), по результатам которой и выбирались участники олимпиады в ВГПУ.

2. Задачи, поставленные перед участниками олимпиады

  1. Решить хотя бы одну из предлагаемых на олимпиаде задач.
  2. Изучить методы работы более опытных участников, в том числе победителей олимпиад.
  3. Участвовать в разборе задач, познакомиться с предлагаемыми жюри решениями.

3. Задачи, поставленные перед тренером и руководителями

  • Самсонов И.В. – ассистент каф. прикладной математики (тренер) – теоретическая и практическая подготовка участников к олимпиаде, организация дополнительных занятий, проведение отборочного тура, подбор задач.
  • Космынина Е.А. – ассистент каф. прикладной математики (руководитель) – ознакомление с методикой подготовки студентов к олимпиадам по программированию (ВГПУ и др.), организация встреч с участниками других вузов с целью обсуждения задач, предложенных на олимпиаде и обмена опытом, приобретение опыта организации и проведения олимпиад по программированию, знакомство с работой кафедры прикладной математики ВГПУ, решение организационных вопросов (организация проезда, размещение, психологическая подготовка команд к участию в чемпионате, оформление документов).

4. Результаты участия студентов в олимпиаде

Олимпиада проводилась в два тура. 18 февраля на пробном туре все наши участники показали положительный результат (Приложение 1), решив по 1 задаче.

На основном туре участникам соревнования было предложено 7 задач (условия задач прилагаются). На решение всех задач было отведено 5 часов.

Положительного результата (жюри принято решение одной задачи) добился Мошков Иван (см. таблицу результатов), у Ильи Ферина во время работы к сожалению возникли технические проблемы, которые не были устранены. Стафеева Наталья получила математическое решение, но не смогла реализовать её программно.

После олимпиады организационный комитет показал рациональные решения всех задач. Наши участники отметили, что они решили математически три задачи (A, B, D), но не все смогли составить программу, или она не прошла тестирования.

Следует отметить, что решения задач могли быть не приняты, если работающая программа не укладывается в лимит времени на один тест (от 1 до 2 секунд) или использует больше максимума выделенной памяти. Для принятия программы жюри тестирует ее на более чем 20 тестах.

Мошков Иван, решивший одну задачу, занял 28 место, Ферин Илья и Стафеева Наташа, решения которых жюри не зачло – 30 место. Все участники олимпиады от ИИТ и Медицинской академии также на 30 месте. Один из студентов ПГУ в этом году на 4 месте (лучший результат ПГУ). Победители – студенты ВГПУ и РГАТА. С учётом поставленных задач, можно считать результаты участия студентов в олимпиаде положительными: с 55 места, последнего места в Четвертьфинале по программированию (в Санкт – Петербурге) удалось продвинуться на 28-ое, кроме того, любые соревнования по программированию полезны, так как дают опыт решения задач, знакомят с новыми методами и приёмами программирования.

5. Анализ участия в олимпиаде.

Подготовка участников олимпиады должна включать:

  • занятия по решению олимпиадных задач, в ходе которых отрабатываются навыки программирования и наиболее рациональные методы математического решения;
  • участие во внутривузовских (среди факультетов) и межвузовских олимпиадах (АГТУ, ПГУ, ИИТ СГМУ).

В качестве подготовки к региональной олимпиаде студенты – участники VIII Межвузовской олимпиады, выступили в составе команд АГТУ в открытой олимпиаде по программированию среди вузов Архангельска и Архангельской области, прошедшем в декабре 2004 г. в ПГУ. Команды студентов специальности «прикладная математика» заняли III, VI и XII места среди 27 участников.

К сожалению, регулярные занятия (1-2 раза в неделю) со студентами не проводятся, что и сказывается на результатах. В связи с этим считаем целесообразным ведение факультативного курса или семинара по теме: «Алгоритмы, решение задач по программированию повышенной сложности» для студентов (начиная с 1 курса) и преподавателей, работающих по данной тематике. В рамках этого курса должна проводиться работа по ознакомлению слушателей с классическими методами и задачами теории алгоритмов, а также важнейшими современными задачами информатики, приобретению навыков в решении задач и программировании на C/C++/Pascal.

Для участия в соревнованиях международного уровня требуется дополнительное изучение английского языка, т.к. плохое владение английским приводит к потере времени при переводе содержания задач.

6. Выводы.

Необходимо:

  • организовать дополнительные занятия (1-2 раза в неделю) по решению олимпиадных задач. Ходатайствовать перед руководством АГТУ о привлечении к этой работе преподавателей кафедры прикладной математики, других кафедр и вузов на платной основе,
  • организовать совместно с ИИТ открытую олимпиаду АГТУ по программированию (в которой могут принять участие команды различных вузов),
  • регулярно участвовать в региональных олимпиадах.
Hosted by uCoz